
С появлением ребёнка в семье родители сразу начинают задумываться о том, как привить ему важные для жизни в обществе качества. Одним из них является уверенность в себе. Её основы закладываются в детстве, а ключевую роль в этом процессе играют мама с папой.
Как воспитать ребёнка уверенным в себе?
- Уверенное поведение должны демонстрировать сами родители. Сложнее будет привить ребёнку смелость и веру в себя, если мать или отец впадают в панику при каждом его шаге. Не стоит часто использовать в речи обесценивающие слова: «не уверен», «сомневаюсь», «не знаю», «боюсь».
- С раннего детства необходимо относиться к ребёнку как к личности. Можно проявлять строгость, серьёзность по отношению к малышу, но при этом он всегда должен чувствовать, что его уважают, слышат и с ним считаются. Это способствует формированию адекватной самооценки.
- Важно искренне любить малыша, заботиться о нём, радоваться в ответ на его улыбку, тем самым формируя здоровую привязанность. Родители учат детей доверять миру, познавать его, задают жизненные ориентиры.
- Чаще создавать условия для проявления ребёнком самостоятельности. Чем раньше начать это делать, тем большим спектром умений он сможет обладать. Малыш будет уверен в своих способностях. Иногда достаточно просто быть рядом, поддержать его и направить.
- Развивать умение брать на себя ответственность. Сначала надо поручать детям определенные обязанности и следить за их выполнением. Затем пусть ребёнок сам учится ставить себе задачи, а вы лишь помогайте ему контролировать результат.
- В воспитании детей нельзя переусердствовать с запретами. Излишнее ограничение свободы действий не даёт развиваться смелости и мотивации достижения успеха. Постоянными запретами не воспитать уверенного в себе ребёнка. Иногда слово «нельзя» стоит заменять на: «нужно (лучше) сделать так».
- Давать правдивую похвалу. Не для утешения, а для того чтобы подчеркнуть заслуги ребёнка и его сильные стороны. Даже если ребёнок сделал что-то не совсем хорошо, похвалите ту часть его работы, которая у него получилась. Если малыш взялся мыть посуду, но что-то не доделал, не разложил тарелки по местам, ложки по отделениям или что-то ещё, похвалите его за то, «какие чистые тарелочки и ложки», а потом покажите, как правильно довести дело до конца.
- Критика не должна носить характер навешивания ярлыков. Она может быть направлена на конкретные действия, но не на личность ребёнка. Вместо категоричной критики: «Ты неряха, и всё время у тебя беспорядок!» лучше сказать: «Я знаю, что для тебя не составит труда прибраться в своей комнате. Сделай это сегодня».
- Необходимо избегать сравнения с другими детьми. Любые сравнения способствуют появлению тревоги и развитию неуверенности в себе. У ребёнка может закрепиться страх, что «я какой-то не такой». Всегда нужно подчёркивать только индивидуальные особенности и заслуги детей без сравнения их с другими.
- Обязательно следует поощрять инициативу ребёнка. Если он хочет попробовать что-либо сделать, предоставьте эту возможность. Если малыш изъявляет желание помочь вам, не запрещайте ему. Это очень полезное стремление. Ошибочной является позиция взрослых, считающих: «он не сможет сделать это хорошо. Лучше я сам». Ребёнок, которому постоянно бьют по рукам, перестаёт проявлять инициативу, становится пассивным, у него может развиться комплекс неполноценности. Эффективной стратегией родителей будет: «пусть попробует, а я подскажу, помогу, исправлю, если что-то он сделает не так». Даже если поначалу чадо что-то испортит, нельзя подавлять его интерес. Для родителей в данном случае важнее даже не само дело, а инициатива ребёнка. Умение с возрастом улучшиться в любом случае, а вот отбитую в детстве инициативу восстановить будет сложно.
Важно быть для ребёнка другом и наставником, поощрять его интерес к миру, стремление идти вперёд, ставить цели и достигать их. Тогда вера в свои силы будет для него основным путеводителем!