
Для вас знакома ситуация, когда утро начинается так: малыш вываливает из шкафов, коробок, ящиков кучу игрушек, раскидывает их по углам и начинает канючить: «Рисуй мне! Слепи мне! Делай домик!».
Терпения ему хватает на пару минут, и вот уже кубики брошены, краски пролиты, а пластилиновый папин крокодил без хвоста. К вечеру мама раскладывает зайцев и кукол по местам, чтобы завтра всё повторилось вновь. «Сарай забит вашими игрушками, куда вы их только накупаете? Он же вообще не играет ими!» – ворчит бабушка.
Если вы, как многие современные родители, стремитесь быть в тренде и тащите домой всё, что предлагают заботливые продавцы-маркетологи в детских отделах, тогда эта статья для вас.
Сколько нужно ребёнку для гармоничного развития?
Обилие игрушек и совершенное неумение играть самостоятельно – это бич многих семей, где есть дети.
Кажется, что малютке надо? Например, ребёнку нет и двух лет, а у него есть всё для гармоничного и всестороннего развития. И качели в квартире, и батут, и гора книжек, и доска с магнитиками – комнаты на всё не хватает. Тетушки-бабушки тащат новые игры, мамы и папы при каждом походе в гипермаркет непременно тормозят у полки с игрушками. Есть все, а ребёнок ничего не бережёт, ломает дорогие игрушки и вообще не хочет с ними играть. Избалованное дитя? Или тупое? Надо начинать наказывать?
Представьте себе, нет. Просто детское восприятие устроено так, что малыш не может удержать внимание на большом количестве предметов сразу. Вот вы: вспомните список из пяти пунктов, когда идете в магазин за продуктами. Удалось по памяти всё воспроизвести? Вам, взрослому, не всегда легко сконцентрироваться, а что же взять с малыша?
Психологи уверяют: если в зоне видимости ребёнка больше пяти вещей, он устает, становится невнимательным, раздражённым. Отсюда капризы, желание сломать ненужный предмет, пусть даже очень дорогой и модный.
Уберите лишнее, не вываливайте на малыша кучу игрушек, ограничите количество и учите его играть.

Важен процесс
В детстве для игры нашим бабушкам и дедушкам могло хватить, например, пуговиц из шкатулки – благодаря воображению они становились персонажами из сказок, забавными животными, придуманными людьми. Все оживало в руках и превращалось в истории. Игрушек было мало, и это порождало желание изобретать, придумывать, развивало творческое мышление. Но как развить эти качества нашим детям, когда у них всё есть? Какую любознательность, находчивость проявит ребёнок, которому желаемое дается на блюдечке с голубой каемочкой?
В основной своей массе современные игрушки не направлены на развитие детского творчества, они не дают новых знаний, не побуждают домысливать. Поэтому жажда исследования у ребёнка гаснет. Психологи убеждены: самые вредные в этом отношении – интерактивные и наиболее детализированные игрушки. Если кукла говорит, мишка танцует и поёт, то ребёнку не приходится говорить за них своей интонацией, придумывать движения, сочинять сюжет игры.
Кстати, обилие игрушек ослабляет детский интерес и к более сложным занятиям. Лепка, конструирование, рисование приходят тогда, когда малыш наигрался с малым числом игрушек. А если их можно перебирать безостановочно, то зачем проявлять терпение, усидчивость, ломать голову над пазлами или читать книжки? Дети, как и взрослые, идут простым путём.
Понаблюдайте, какие вещи вызывают у малыша желание придумывать и творить. Оставьте именно их – пусть это будут хоть крохотные фигурки-наконечники на карандаш с акции «Магнита». Главное, чтобы ребёнку было интересно с ними играть. А то, что работает нажатием множества кнопок, пусть стоит как украшение детской комнаты – пользы и развития от таких высокотехнологичных забав немного.

Как соблюсти нужный баланс?
Дети, у которых есть много игрушек и вещей, вовсе не обязательно самые счастливые. Это понимает каждый. Но почему счастье для своих детей мы готовы обеспечить самым простым способом – задариванием вещами?
Мы сами приучаем ребёнка к постоянному ожиданию новых подарков. Но чем чаще он получает игрушки, тем меньше радость, тем больше уверенность в том, что так будет всегда. Ценить то, что имеешь, – это не про него. Так можно вырастить эгоиста. Посмотрите, как ведёт себя в магазине такой баловень семьи: привыкший получать всё по первому требованию, он при малейшем отказе закатывает истерику, подчас падает на пол и бьётся в конвульсиях – не настоящих, а напоказ, чтобы мама видела.
Вспомните, какую радость, возможно, вы получали, когда вместе с родителями отправлялись в поход. Но не по магазину, а на лыжах или в зоопарк. Внимание родителей – вот что более ценно для ребёнка, а не очередная покупка куклы. Учитесь играть вместе с ребёнком и покупать хорошие, нужные игрушки.
