
Все папы и мамы, воспитывая детей, хотят вложить в их разум только самое лучшее. Рассказать о добре и зле, показать, что такое хорошо и плохо, помочь увидеть в себе индивидуальность, сформировать полезные качества и направить по жизни правильной дорогой.
Когда малыш растёт, внимательные родители могут заметить, как он проходит определённые ступени развития. В один период жизни он жадничает, в другой дерётся, в третий вдруг начинает обманывать. Это всё кризисные этапы, преодолеть их и оставить в прошлом – крайне важно для правильного формирования личности. Пускать развитие ребёнка в такие моменты на самотёк нельзя. Всё, что родитель вкладывает в детстве, позже скажется во взрослой жизни. Как быть и что делать, когда наступает кризисный период? Одним из решений может стать сказкотерапия.
Сказкотерапия – это психологическое воздействие на детей с целью коррекции поведения, характера, страхов или внутреннего состояния. Происходит это так: маленькому ребёнку показывают аналогии между сюжетной линией в сказке и в реальной жизни.
Классификация
Сказки для деток можно условно разделить на несколько групп по их воздействию:
- Художественные народные или авторские. Показывают детям разные интересные истории.
- Коррекционные. Решают проблемы с поведением, прививают ценности.
- Терапевтические. Направлены на борьбу со страхами, фобиями. В них собраны самые частые детские проблемы. Например, боязнь темноты.
- Расслабляющие. Отлично подходят для чтения перед сном. Здесь нет злодеев и конфликтных ситуаций. Основная цель – снять психологическую загруженность и дать позитивный настрой. Часто они выполнены как диалог. Рассказчик по ходу чтения может менять сюжет в зависимости от потребностей юного слушателя.
- Дидактические. Учат новому.
Как читать сказки, чтобы от них была максимальная польза?

- Читайте и обсуждайте.
- При прочтении коррекционных сказок задавайте вопросы: как поступил герой? Хорошо или плохо? А почему? Как бы сделал ты?
- По ходу сюжета терапевтических сказок полезно рисовать с ребёнком те моменты, которые вызвали тревогу или страх. Это поможет освободиться от беспокоящих факторов, понять, что они «не так уж и страшны». Рисуя страх, попробуйте изменить его, сделать добрым и смешным. Если справиться не удаётся, тогда уничтожьте рисунок. Был страх и пропал.
- Во время прослушивания расслабляющих сказок малыш полностью погружается в процесс. Идёт воздействие при помощи различных мысленных образов (зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых, тактильно-кинетических). Потому-то такое чтение полезно перед сном. При этом:
- В помещении должно быть тепло, но не душно.
- Можно включить негромкую релаксирующую мелодию.
- Допускается любая удобная поза для прослушивания.
- Голос должен быть тихий и спокойный. Речь медленная и с паузами.
- Начинать и заканчивать чтение нужно плавно.
Какие книги придут на помощь?
В интернете и книжных магазинах можно найти множество авторских методик по сказкотерапии. Вот на некоторые из них:
- Авторы О. Е. Хухлаев и О. В. Хухлаева. Называется «Лабиринт души: терапевтические сказки». Эта книга поможет пережить возрастные кризисные моменты.
- Автор Е. С. Мосина. «Почему облака превращаются в тучи?» Хорошо справляется с ревностью, гиперактивностью, поможет ребёнку пережить развод, и решит множество других психологических проблем.
- Автор М. С. Кутовая. Сказки от слёз. О великих сражениях, ябедах и жадинах. От капризов. Сонные сказки. Это тематические сборники, объединённые одинаковым стилем изложения. Удачное оформление и яркие иллюстрации понравятся как детям, так и их родителям. Содержат дополнительные вопросы, которые помогут взрослым понять, достигли ли они желаемого эффекта.
- Автор Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии». Эта книга рассказывает о воздействии фольклорных сказок на малышей.
Пишем сами
Можно написать сказку самостоятельно, на самом деле в этом нет ничего сложного. Ведь никто лучше родителей не знает особенностей своего ребёнка. Произведение не обязательно делать объёмным и «слишком умным». Вы создаёте её для малыша – пусть истории идут от души.
Как самостоятельно написать терапевтическую сказку?
Нужно учесть некоторые правила:
- Сюжет должен отобразить страх малыша и показать решение проблемы.
- Соблюдаем последовательность:
- Начало. Знакомство с героями.
- Встреча со страхом.
- Решение проблемы.
- Победа.
- Для закрепления можно придумать «заклинание», которое будет противостоять страху. Это могут быть как стишки, так и сочетания непонятных слов, например «сим-сим-салабим». Или придумать «талисман» и сделать его своими руками.
Не забывайте про юмор. Вместе со смехом ребёнок лучше воспримет, осознает и запомнит мораль сказки.
Что лежит в основе расслабляющей сказки?
Ребёнку нравится слушать о том, что он знает и мог чувствовать сам. Он с удовольствием будет представлять созданные вами тёплые и добрые образы.
О чём рассказывать? Расслабляющие сказки напоминают путешествия в волшебные миры. Говорите о том, что малыш:
- Видит (красивую поляну, сказочный замок, голубое небо).
- Слышит (пение птиц, звучание музыки, журчание воды).
- Чувствует (запах травы, мягкость облаков, сладость конфеты).
Такие сказки учат фантазировать и вместе с этим помогают расслабиться и, например, решить проблему с засыпанием и тревожностью.
Как сочинить дидактическую сказку?
Не все малыши имеют возможность ходить в детский сад. А отставать от сверстников очень не хочется. Тут и приходят на выручку дидактические сказки.
О чем они могут быть? Обо всём:
- Овощах и фруктах.
- Животном мире.
- Математических понятиях.
- О природе.
- Профессиях.
- Транспорте.
- Одежде.
Задача этих сказок показать новое, установить связи между явлениями, закрепить уже полученные знания.
Что делать?
Возьмите за основу любую сказку, пусть это будет «Три поросёнка», «Петушок и бобовое зёрнышко» или «Теремок». Измените героев, место действия. Если говорим о животных, то добавьте особенности поведения и внешнего вида. И вот – новая обучающая сказка готова.
Читайте сказки с пользой и удовольствием.
