
Ещё вчера вся семья с замиранием сердца ждала, когда малыш произнесёт первое слово, а сегодня его звонкий голосок не замолкает ни на минуту, пытаясь проговорить всё новые и новые звуки. И очень часто родители замечают, что маленький непоседа не в состоянии выговаривать правильно все звуки, в том числе «Р». Почему у детей в раннем возрасте возникают трудности с произношением и как научить ребёнка говорить букву «Р» правильно?
Почему дети не выговаривают букву «Р»?
По каким же причинам возникают трудности с коварной буквой? Почему детки «спотыкаются» чаще всего именно на этой букве, а не на какой-то другой?
- Звук «Р» в русском языке самый сложный, поэтому почти все малыши поначалу испытывают трудности с его произношением. В этом нет ничего страшного: если уделить внимание этом вопросу и немного позаниматься с крохой, то можно научить ребёнка говорить букву «Р» правильно.
- «Неправильный» образец для подражания. Допустим, кто-то в семье тоже страдает этим недостатком.
- Кроха случайно выбрал неправильную артикуляцию (неправильно ставит губы, нижнюю челюсть и т.д.).
- Взрослые не обращают должного внимания на дефект и не обучают ребёнка по мере его роста.
- Двойной язык. Если в семье разговаривают на двух наречиях, малютка нередко путается в произношении.
- Малыш ослаблен в силу частых болезней, включая неврологические.
- Недоразвитость фонематического слуха (нечеткое определение звуков, произносимых окружающими людьми).
Эти причины касаются тех, у которых не выявлено физиологического нарушения слухового или артикуляционного аппарата. К основным дефектам правильной дикции можно отнести ситуации, если кроха:
- заменяет «Р» на «Л»;
- слова с окончанием на «р» произносит невнятно;
- не во всех словах употребляет рычащий звук (например, не «дорога», а «доога»);
- произносит трудную согласную гортанно.
Картавость – это нормально?
Логопеды считают, что до пятилетнего возраста картавить дети «имеют право». Идёт становление речевого аппарата, и карапузу нужно время, чтобы научиться им полноценно пользоваться. Но мамочки и папочки не должны сложа руки ждать, когда их чадо само преодолеет все препятствия.
Освоение речи идет поэтапно. Нельзя научить ребёнка говорить «Р» и другие трудные звуки, не выучив перед этим простых. «Р» – самый сложный звук, и осваивается ребёнком, как правило, последним. Поэтому то, что двухлетка ещё не умеет проговаривать согласную «Р» – нормально. Но уже сейчас можно делать упражнения, которые очень помогут в освоении рычащего звука.
Если по достижении пяти лет не будет прогресса в отношении трудной буквы, можно начинать «бить тревогу» и обращаться к помощи логопедов. Для самых маленьких существуют интересные и простые упражнения для развития речи, которые понравятся и деткам, и взрослым. Контакт малышей с родителями в этом нежном возрасте очень важен, они впитывают как губка всё, чему их учат и стремятся во всем подражать. Поэтому тренировки принесут двойную пользу: общение с малышом и обучение в веселой форме.
Учим ребёнка выговаривать букву «Р» дома
В раннем возрасте язычковые мышцы ещё плохо развиты, важно помнить это. Не нужно ждать от малютки подвигов и с маниакальным упорством заставлять учить стихи и скороговорки с этой буквой, он просто не в состоянии выполнить ваши требования. Занятия дома должны строиться по трем основным направлениям:
- Готовим язычок с помощью специальных тренировок.
- Учимся проговаривать «Р» саму и в простых слогах.
- И только потом закрепляем результат, разучивая рыкающие стишки.
Упражнения на артикуляцию
Все упражнения выполняются в форме игры, как и вся детская деятельность в этом возрасте. Обязательно хвалите и поощряйте кроху. То, что для вас просто и легко, для малыша может быть очень утомительным, ведь его язык еще не умеет двигаться так резво.
- Чистим зубки: кончиком язычка ведем от десны до зубов несколько раз.
- Причесываем язык: чуть прикушенный, двигаем его сквозь зубы туда-обратно.
- Футбол: язычок упирается в щёку и оказывает сопротивление, пока взрослый легонько надавливает на «мячик» на щеке снаружи.
- Маляр: ротик приоткрывается в улыбке, а приподнятый язык аккуратно поглаживает нёбо от зубов в сторону горлышка и назад.
Эти тренировки развивают и укрепляют артикуляцию. Потренировавшись так, затем можно предложить малышу поиграть на освоение рычания.
- Мотор заводится: в широкой улыбке поднимаем язык вверх и имитируем работу мотора: «дын-дын-дын», постепенно ускоряясь. Как вариант можно говорит «д-д-д» и попросить сильно «дунуть» на выдохе.
- Лошадка скачет: ребёнок цокает, имитируя скок коня.
- Дразнилки: использование несложных слогов с буквой «Р»: «тра-та-та» стреляет автомат, «ры-ры-ры» рычит тигр, «др-др-др» работает трактор.
- Шиворот-навыворот – очень веселое действие, высуньте языки и попробуйте вместе с деткой что-нибудь сказать.
Помимо занятий побалуйтесь, быстро высовывая и засовывая язык, посчитайте им зубки, касаясь каждого по отдельности.
Полезные игры для обучения согласной «Р»
Игра – времяпровождение, которое ребятня обожает. После тренировок на укрепление язычка самое время поиграть.
- Станьте с чадом медведицей с медвежонком. Покажите, как Мишкина мама рычит, и предложите крохе сделать так же.
- Раззадорьте его, сказав, что он не умеет доставать кончиком языка свой нос. Пусть попробует. Затем то же самое сделайте с подбородком. Посоревнуйтесь, кто сделает лучше.
- Поставьте стакан с водой и попросите лакать из него как киска.
Закрепление дикции
Когда «Р» начнет проскакивать в речи, можно перейти к разучиванию стишков и скороговорок. Это закрепительный этап. Принимаясь за него, не забывайте, что вначале всё же следует делать разминку для детского язычка. Скороговорки – идеальный способ закрепить правильный выговор коварной буквы:
- «Карл у Клары украл кораллы».
- «У Кондрата куртка коротковата».
- «Корова Красотка кормила кота».
Что следует помнить, обучая ребёнка букве «Р»?
Не пытайтесь добиться быстрых результатов. Помните, малыш имеет право картавить до определенного возраста.
Используя несложные методы, можно плавно и ненавязчиво научить ребёнка говорить букву «Р» правильно. Главное, не заставлять его насильно заниматься. Мир двух-трёхлетки воспринимается им как увлеченная игра, и ваша задача – помочь постигать его, не прерывая игрового процесса. Насильные действия приводят к обратному эффекту – ребёнок специально делает всё возможное, чтобы у него ничего не получилось.
И никогда не дразните его и не давайте понять, что картавость – это недостаток. Неосторожно сказанное слово может нанести обиду на всю жизнь и развить комплекс неполноценности, который останется в подсознании даже когда проблема речи будет решена.