
Малыш подрос и ему уже год. Он научился самостоятельно ходить и говорить первые простые слова. Он стал невероятно любознательным и подвижным, у него начинает формироваться характер. Годовалый кроха активно знакомится со всем, что его окружает, ему хочется всё исследовать, потрогать, а лучше – попробовать, каково оно на вкус. Он уже настолько самостоятельный, что может занять себя и сам, рисуя шедевры на обоях или откручивая детали мебели, не подозревая об опасности подобных занятий.
Направить энергию ребёнка в «мирное русло», помочь его всестороннему развитию в этом возрасте могут совместные игры с родителями – он с восторгом включится в любое занятие, предложенное взрослыми. При этом важно соблюдать простые правила:
- не затягивать игру надолго. Малыш ещё не способен на длительную концентрацию внимания, поэтому одна и та же игра ему может быстро надоесть;
- не включать в игру слишком много предметов. Это рассеивает внимание, и кроха будет не способен сосредоточиться на игре;
- быть аккуратным при игре с достаточно мелкими предметами. Они развивают мелкую моторику, но нельзя забывать о том, что годовалый ребёнок по-прежнему стремиться всё испробовать на вкус;
- не стоит недооценивать малыша. В 1 год у него ещё недостаточно развита координация движений, но при этом он уже многое понимает и вполне способен научиться выполнять простые действия.

Обеспечить психическое и физическое развитие годовалого карапуза, удовлетворить его познавательную активность помогут незамысловатые, но очень полезные игры:
- С мячом. Детям любого возраста, в том числе и совсем крохам, нравятся игры в мяч. Они развивают внимание и координацию. Например, можно поиграть в «боулинг»: малыш должен сбить мячом все «кегли», в роли которых могут выступать пластиковые бутылки. Или постройте из стульев или других подручных материалов импровизированный простой лабиринт, и дайте ребёнку задание прокатить по нему мяч.
- Прятки. Малыш может «прятаться», закрывая лицо ладошками – он испытывает восторг, когда его «находят». Можно спрятать игрушку, например, под плед, привязав к ней ленту, конец которой ребёнок должен видеть. «Находя» спрятанную таким образом вещь, кроха учится устанавливать причинно-следственную связь.
- Пирамидка. С её помощью малыш учится распознавать цвета и получает понятие о размерах. Предложите ему собрать пирамидку, рассказывая о цвете и размерах каждого колечка. Той же цели служат и разноцветные носки, перемешанные случайным образом. Вместе с ребёнком разберите носки по парам.
- «Поиски сокровищ». В непрозрачный мешок сложите несколько разных игрушек и предметов. Предложите крохе, опустив в него руку и не заглядывая в мешок, найти что-то конкретное: мягкую игрушку, кубик, мячик и т.д. Такая игра развивает тактильные ощущения.
- Матрёшки. Если нет матрёшек, вполне сгодятся разные по размеру коробочки, которые нужно составить одну в другую. Так ребёнок учится понимать соотношение величин.
- Пение. Помогает развитию речи и чувства ритма. Задача – не в попадании в ноты или точном повторении слов, а в том, чтобы малыш учился произносить новые звуки, пусть те же «ля-ля» или «на-на» на разные лады.
- Игры в ванне. Ни один ребёнок не откажется поплескаться в воде в компании любимых резиновых игрушек. Эти игры можно тоже превратить не только в интересное, но и в полезное занятие, если называть малышу каждую игрушку и показывать, какие звуки они издают, просить его повторить их – даже те, кто еще не научился говорить полными словами, смогут произносить «би-би», «ав-ав», или «га-га». Простое переливание воды из одной ёмкости в другую приведёт ребёнка в восторг, а рисование на кафеле пальчиковыми красками, которые не токсичны и легко смываются, надолго займёт его и послужит развитию моторики.
- Маленький помощник. Малышам очень нравится помогать взрослым во время уборки, мытья посуды или приготовления пищи – они относятся к такому, как к увлекательной игре. Позвольте ребёнку участвовать в этом – подержать под краном посуду, полить с вашей помощью цветы, повозить по полу веником или тряпочкой – он будет просто счастлив. К тому же, такие занятия приучают детей к труду, за что впоследствии вы будете благодарны самим себе; кроме того, они развивают координацию движений и навыки ориентирования, учат запоминать названия тех или иных предметов.

Годовалый малыш воспринимает всё, происходящее с ним, как игру. Он и сам уже способен придумывать себе игры, в которые ему тоже нужно позволять играть, следя за тем, чтобы они были безопасны. Ведь постоянно играть в готовые, предложенные взрослыми игры, скучно и может затормозить творческое развитие крохи, уменьшив тягу к познанию окружающего мира.
Прислушивайтесь и присматривайтесь к своему ребёнку, старайтесь выбирать такие игры и занятия, которые интересны именно этому маленькому человечку и соответствуют его характеру и типу личности, ведь каждый ребёнок индивидуален. То, что по нраву одному, может совсем не заинтересовать другого.